Журнал «Музыка и время»: «Лауда» для ансамбля «Intrada»

Журнал «Музыка и время» №2, 2013

Взор не охватит все, но по частям
Он целое охватывает вскоре.
Так тысячами бухт своим гостям
Себя сначала раскрывает море.
От части к части шел ты и в соборе,
И вдруг – о, чудо! – сердцем ты постиг
Язык пропорций в их согласном хоре –
Магической огромности язык,
В котором лишь сумбур ты видел в первый миг.
Дж. Байрон

Музыка строго стиля подобна архитектуре готического собора: полифонические голоса, сплетаясь в канве выверенных закономерностей, образуют прекрасные, устремленные ввысь сооружения, восхищающие своей красотой. Именно так звучали произведения итальянских мастеров эпохи Возрождения в концерте вокального ансамбля «Intrada» 25 декабря 2012 года на фестивале «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» в Пушкинском музее.

Тонкость исполнения и мастерство участников ансамбля просто поражают. Светлые чистые голоса среди мраморных колонн казались отзвуком горнего мира. Духовная музыка Палестрины, Ланди, Аллегри звучала так прекрасно, будто пели ангелы, сошедшие с барельефов флорентийских соборов, сделанных рукой Луки делла Робиа. И особенно поразило воображение «Miserere mei, Deus» Г. Аллегри, которое словно перенесло нас в те далекие времена, когда это сочинение было недоступно для повсеместного исполнения и лишь раз в год (на Страстной седмице) звучало в Сикстинской капелле в Ватикане. К тому же оно было недоступно и для копирования, что, впрочем, не помешало юному Моцарту записать его для себя по памяти, единожды услышав.

Во втором отделении концерта были исполнены произведения композиторов ХХ века – Отторино Респиги и Марио Кастельнуово-Тедеско. Таким образом, возник диалог эпох: гармонический язык изменился, но как прежде поются хвалы Всевышнему («Lauda per la Nativita del Signore», или «Лауда [Хвала] Рождеству Христову» Респиги), как прежде музыка умеет быть простодушной, несмотря на внешнюю сложность («Suite della Tabacchiera», или «Сюита из табакерки», Респиги), а блеск и виртуозность обозначаются словом «diabolico» («Capriccio diabolico» – «Дьявольское каприччио» Кастельнуово-Тедеско).

Удивительно, как такому молодому руководителю – Екатерине Антоненко – удалось создать столь цельный коллектив, владеющий мастерством европейского уровня. Высоко и мастерство солистов: Лилия Гайсина (сопрано), Алиса Колосова (меццо-сопрано, Австрия), Тигран Матинян (тенор) отличались каждый своей индивидуальностью и неповторимостью, но их голоса сливались в согласном ансамбле. При этом хочется отметить, что для качественного исполнения такой музыки требуется не только голос, но и понимание соответствующего музыкального языка, чем, безусловно, обладали солисты. Бурные рукоплескания снискал также лютнист и гитарист Дмитрий Илларионов.

Во втором отделении концерта приняли участие и другие инструменталисты, причем их состав несколько напоминал раннебарочные инструментальные ансамбли, что опять-таки придавало цельность концепции всего концерта. Среди них были флейтисты Иван Бушуев и Анна Кондрашина, гобоисты Анастасия Косарская и Владислав Комиссарчук, фаготисты Василий Черничка и Александр Величко, а также пианисты Павел Нерсесьян и Михаил Антоненко. Их игра отличалась изяществом и тонкостью фразировки, выразительностью сольных партий и слаженностью ансамбля, что придавало особую изысканность концерту.

Пожелаем молодым исполнителям всяческих успехов на их непростом пути!

Ассоль Митина