Местами проникновенно, а местами — по-ученически

Газета «Коммерсантъ-СПБ» № 213 (3789) от 20.11.2007

// Два новых ансамбля, специализирующихся на музыке эпохи Возрождения, заявили о себе в Санкт-Петербурге

Старинная музыка в России — палка о двух концах: с одной стороны, трендовое музыкальное течение, с другой — доморощенный музыкальный эскапизм, о котором еще с советских времен принято молчать, а не говорить. Балансировать между двумя общими местами принялись сразу два новых аутентистских ансамбля. О прорыве на петербургскую филармоническую сцену петербуржцев Dance of Renaissance и москвичей Intrada рассказывает ОЛЬГА КОМОК.

Есть такой анекдот о Неуловимом Джо: «А почему он так неуловим? — Да потому, что его никто не ловит!» Примерно так обстоят дела в нашей стране со старинной музыкой отечественного производства. Публика, правда, уже готова — благодаря вездесущему Интернету и петербургскому по рождению фестивалю «Earlymusic» средний посетитель любой из столичных филармоний с легкостью отличит барочную «липу» от исторически информированной музыкальной правды. Но на музыкантов, способных на аналогичные подвиги, все еще дефицит.

Явление в петербургском Малом зале Филармонии сразу двух ансамблей, которые профессионально занимаются музыкой XV-XVI веков, — это по нынешним временам бомба. На музыке эпохи Возрождения в наших широтах не специализируется вообще никто: редкие и не больно-то исторически достоверные эскапады мэтров вроде эстонцев Hortus Musicus или москвичей «Мадригал» в эти заповедные края не в счет.

Петербургские инструменталисты Dance of Renaissance и московские вокалисты Intrada образовались не больше года назад, но в танцах XVI века и мессе Уильяма Берда уже показали класс. По европейским меркам он, может, и не высший, но по нашим — вполне потянет на пятерку.

Москвичи — «зеленые» консерваторские студенты во главе с Екатериной Антоненко — сделали ставку на высоких, точнее, очень высоких теноров (Владимир Бараковский и Роман Кузьмин), которые, казалось бы, вовсе в России не водятся. В четырехголосной мессе a capella английского ренессансного гения Уильяма Берда (1543-1623) московский ансамбль Intrada не пытался «задать жару», зато наседал на условно плоский (то есть без вибрато и вокальной «плоти») звук и чистые интервалы. Вышло местами замечательно проникновенно, а местами — почти по-ученически.

Петербургский инструментальный ансамбль Dance of Renaissance под управлением Руста Позюмского ученичеством очевидно пренебрег. Бывшие консерваторские выкормыши самостоятельно навострились на фиделях, продольных флейтах и шалмеях. Что характерно, своих сил для осуществления своих же замыслов у них не хватило, и ради исполнения ренессансных хитов вроде паван и гальярд Джона Дауленда к делу были привлечены два видных отечественных музыканта — Назар Кожухарь (виола да гамба и фидель) и Владимир Волков (легендарный петербургский джазовый контрабасист, хозяин «Волков-трио», соратник Леонида Федорова и прочих нонконформистов от джаза и рока, а на досуге — любитель поиграть на виоле). В итоге — те самые хиты хитово и звучали, зато выстраданные лично ансамблем опусы Гийома де Машо и Солажа оказались откровением: мелкотравчатая графика конца XIV века у Dance of Renaissance дышала не европейского образца выхолощенно-техничным аутентизмом, а абсолютно оторванной, вкусной и качественной авторской музыкой. Что, между прочим, и есть последний писк европейской «исторически информированной» моды.

Нынешние фигуранты отечественного «старинно-музыкального» дела — не первые и не последние в череде самозарождающихся коллективов, которые самостоятельно же аннигилировались вследствие самых разных причин — от недостатка таланта до банальной нехватки денег. Однако не исключено, что двум новорожденным ансамблям повезет чуть больше и процесс естественного отбора не окажет на них фатального воздействия. Все-таки не просто музыкальные эскаписты подобрались, а весьма перспективные музыканты.