Вышел первый диск вокального ансамбля INTRADA

«Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я.П. Свелинка»

Запись с концерта в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского 22 апреля 2013 года.

Концерт стал завершением Международной научной конференции с концертами и мастер-классами «Неизвестный Ренессанс: к 450-летию со дня рождения Я. П. Свелинка». Российской публике была представлена вокальная музыка «последнего великого нидерландца» Яна Питерсзона Свелинка (1562-1621), а также музыка композиторов его эпохи. Диск открывается рождественским мотетом Свелинка «Hodie Christus natus est» SwWV 163 из сборника «Священные песнопения», опубликованного в 1619 году. Вслед за ним звучит мотет «Ascendit Deus» Питера Филипса (ок. 1560/61-1628), английского композитора, проведшего наиболее плодотворную часть своей жизни в испанских Нидерландах. В 1593 году Филипс специально ездил в Амстердам, чтобы встретиться со Свелинком, который ранее, в 1580 году, написал цикл вариаций на Павану Филипса. После мотета Филипса «Ave verum corpus» следует сочинение на тот же текст одного из его учителей — Уильяма Берда (ок. 1540/1543-1623). На диске также представлены сочинения других величайших старших современников Свелинка — мотет «Dum complerentur» П. Дж. Палестрины (1525-1594) и «Timor et tremor» О. Лассо (ок. 1532-1594). Украшением концерта стало знаменитое «Miserere mei, Deus» Г. Аллегри, в котором особый акустический эффект достигался расположением певцов в разных точках Большого зала консерватории.

Свелинк, прославившийся сочинениями для клавира и хора, был авторитетнейшим педагогом своего времени. «Творец гамбургских органистов» — так назвал Свелинка музыкальный деятель XVIII века Иоганн Маттезон. Второе отделение концерта открывает Магнификат пятого тона гамбургского композитора Иеронима Преториуса (1560-1629), сыновья которого, Иаков и Иоганн, впоследствии выдающиеся органисты, были учениками Свелинка. Вполне вероятно, что и Иоганн Штобэус, кантор Кенигсберга, по случаю бракосочетания которого в 1617 году Свелинк написал мотет «Diligam te, Domine» (SwWV 191), также был из числа его учеников. Одним из главных достижений «Орфея Амстердама» явился его монументальный труд по сочинению музыки ко всей Женевской Псалтири на французском языке. Концерт завершает 33-й псалом (32-й в русской нумерации Псалтири) из этого цикла «Радуйтесь, праведные, о Господе», SwWV 33.

Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621)
1. Днесь Христос родился из Духовных песнопений, SwWV 163
Питер Филипс (ок. 1560/61 – 1628)
2. Восшел Бог при восклицаниях
3. Радуйся, истинное Тело
Уильям Бёрд (ок. 1540/43 – 1623)
4. Радуйся, истинное Тело
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина (1525 – 1594)
5. И когда подходил к концу день Пятидесятницы
Грегорио Аллегри (1582 – 1652)
6. Помилуй мя, Боже
Иеронимус Преториус (1560 – 1629)
7. Магнификат пятого тона
Орландо Лассо (ок. 1532 – 1594)
8. Страх и трепет
Питер Филипс (ок. 1560/61 – 1628)
9. Славься, Иисусе Христе
Ян Питерсзон Свелинк (1562 – 1621)
10. Пришли волхвы с Востока из Духовных песнопений, SwWV 153
11. Возлюблю тебя, Господи, SwWV 191
12. Радуйтесь, праведные, о Господе (Псалом 33) из Второй книги псалмов Давида, SwWV 33

Художественный руководитель Екатерина Антоненко
Дирижёры: Питер Филлипс (1–7, 9–14), Екатерина Антоненко (8)
Солисты:
Мария Григорьева, сопрано (8)
Любовь Темнова, сопрано (8)
Екатерина Коломина, меццо-сопрано (8)
Иван Деревнин, тенор (8, 9)
Николай Басов, бас (8)

© & Ⓟ 2014 Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского. Все права защищены.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.