Радио «Орфей»: Питер Филлипс и лучшая музыка Ренессанса

Радио «Орфей», эфир от 06.02.2012
Запись эфира

7 февраля в Рахманиновском зале Московской консерватории состоится концерт «Вокальная музыка эпохи Возрождения». Сложнейшие произведения Палестрины, Депре и Хасслера исполнит ансамбль «Интрада» под управлением приглашённого дирижёра Питера Филлипса. Тонкими секретами исполнения ренессансной музыки Питер Филлипс и художественный руководитель ансамбля «Интрада» Екатерина Антоненко поделились с ведущим прямого эфира радио «Орфей» Дмитрием Ушаковым накануне концерта.

fillips_orfey
Дмитрий Ушаков: Сегодня впервые у нас в гостях Питер Филлипс -великолепный музыкант из Великобритании, известный исследователь и исполнитель вокальной музыки эпохи Возрождения, Кавалер Ордена Искусства и Литературы Франции, Член Совета Колледжа Мертон в Оксфорде, обладатель премий Граммофон за запись старинной музыки, обладатель премии «Золотой диапазон года». В послужном списке этого удивительного человека ещё немало престижных наград и премий, но самое главное то, что Питер Филлипс — руководитель ансамбля The Tallis Scholars. Их записи ренессансной музыки неоднократно звучали на радио «Орфей, в том числе в рубрике Еврорадио. Итак, этот музыкант предстанет перед публикой в Московской консерватории на концерте 7 февраля. Он будет руководить вокальным ансамблем «Интрада» уже не в первый раз. Дорогой Питер, очень приятно видеть вас в России, в студии радио «Орфей». Наш первый вопрос, как вы чувствуете себя в таких экстремальных погодных условиях?

Питер Филлипс: Прежде всего, мне нужно было к этому привыкнуть, ходить по улицам, но сейчас уже всё в порядке и я даже получаю от этого удовольствие.

Дмитрий Ушаков: Несколько слов о программе концерта, что ожидает слушателей?

Питер Филлипс: Это самая лучшая музыка Ренессанса, которую мы смогли найти. Там будет месса Палестрины и два крупных сочинения Жоскена Депре. Это два хроматических мотета, которые были для того времени довольно экспериментальными сочинениями и потом большой шестиголосный мотет Палестрины.

Дмитрий Ушаков: Насколько я знаю, это не первый ваш визит в Москву. Как развивается ваша деятельность здесь, в России?

Питер Филлипс: Действительно, я уже в четвёртый раз дирижирую ансамблем «Интрада». Всякий раз это становится всё более интересным. Это очень профессиональная и интересная группа, уровень которой всё возрастает.

Дмитрий Ушаков: Екатерина, теперь к вам вопрос. С Филлипсом вы уже в четвёртый раз работаете. Если попытаться сформулировать: чему он вас научил?

Екатерина Антоненко: Каждый раз мы учимся чему-то новому, безусловно. Здесь много аспектов: общий взгляд на эту музыку, подход, потом спаянность голосов. Которую он требует, точность. Всё работает на подачу этой необычайно красивой музыки.

Питер Филлипс и Екатерина Атоненко Дмитрий Ушаков: Питер, мой следующий вопрос касается публики. Для нас вот этот репертуар, который вы исполняете – музыка ренессанса и раннего барокко — она может казаться немного чужой. Это не наша традиция. В чём для вас различие исполнения музыки, скажем, для английской аудитории и для русской публики?

Питер Филлипс: Я нахожу, что российская публика очень музыкально образованна. Я не вижу никаких проблем исполнения этой музыки для такой аудитории. Если мы делаем это убедительно и от всего сердца, то не возникнет никаких проблем восприятия. Мне кажется, что нет никакой особенной разницы, исполнять сонаты Бетховена или квартеты Гайдна. Главное, что это хорошая музыка.

Дмитрий Ушаков: Питер, я думаю, что здесь всё же должна быть определённая разница. Так как для западного человека эта музыка в чём-то родная, связанная с их духовностью, с их западной церковью. А для российской православной публики, это всё-таки другой способ мышления.

Питер Филлипс: Я думаю, что эта музыка выражает какие-то глобальные чувства, которые важны для всех. Мы исполняли её в Японии и во многих других странах. Это общечеловеческая музыка.

Дмитрий Ушаков: Я знаю, что вы ещё и замечательный исследователь этой музыки. А необходимо ли быть исследователем для успешного исполнения такой музыки?

Питер Филлипс: Я думаю, что это на самом деле не нужно. Я знаю, что требуется от дирижёра. Он должен исполнять то, что написано у него в нотах и делать это хорошо. Исследования же – это уже другая сфера деятельности.

Дмитрий Ушаков: Ваш родной ансамбль — это The Tallis Scholars, но здесь в России вы работаете с «Интрадой». Чувствуете ли вы большую разницу в этой смене ансамбля?

Питер Филлипс: На самом деле для меня музыкально особенной разницы нет. Музыка остаётся той же самой. Может просто «Интраде» я по-другому объясняю, чего я хочу от них. Но этот ансамбль очень быстро всё воспринимает.

Дмитрий Ушаков: Чему, прежде всего, вы должны научить?

Питер Филлипс: Прежде всего, важно помнить, что это ансамбль, а не коллектив солистов. Необходимо добиться именно ансамблевого музицирования.

Дмитрий Ушаков: Есть ли у вас планы привести в Москву ваш ансамбль The Tallis Scholars?

Питер Филлипс: Я бы очень хотел это сделать. В следующем сезоне будет сорокалетие моего ансамбля и у нас будет мировой тур. Я надеюсь, что Россия будет на карте нашего концертного тура. Это будет либо Москва, либо Санкт-Петербург.

Дмитрий Ушаков: Питер, в качестве финального аккорда нашей беседы, я хочу вас попросить сказать несколько слов для наших слушателей, чтобы ввести их в мир предстоящего концерта.

Питер Филлипс: Я думаю, дорогие друзья, что если вы окажетесь рядом с Московской консерваторией 7 февраля, то непременно приходите на наш концерт и вы сможете насладиться замечательной музыкой.