Диалоги мастеров

Газета «Российский музыкант» №4 (1287), апрель 2011

Питер Филлипс
Питер Филлипс

В начале февраля произошло одно из тех событий концертной жизни, что хотя и изредка случаются в наши дни, но не перестают удивлять. Знакомое уже нескольким поколениям энтузиастов ренессансной вокальной полифонии имя Питера Филлипса, руководителя всемирно известного английского вокального ансамбля «The Tallis Scholars», появилось на афише Рахманиновского зала.

Хотя маэстро Филлипс не впервые в Москве, его приезды каждый раз оказываются уникальным праздником ренессансной музыки, который длится несколько дней. Уже третий раз он выступает с московским вокальным ансамблем «Интрада». Екатерина Антоненко – недавняя выпускница Московской консерватории, основатель и руководитель «Интрады» – чудесным образом объединяет в себе голубиную кротость музыкального дара и змеиную мудрость менеджера. Энтузиазм наших ребят, их работоспособность и профессиональная чуткость покорили маститого музыканта, и вот уже в третий раз мы радуемся улыбке Филлипса.

Коллектив ансамбля «Интрада» за последние четыре года принял участие в мастер-классах звезд первой величины в мире исполнения старинной музыки – Майкла Чанса, Эммы Керкби, Пола Эссвуда – и совершил поездки на международные курсы и мастер-классы в Италию и Австрию. В отличие от русских барочных инструменталистов, которые ныне могут получить образование на родине, российским певцам, взявшимся за чрезвычайно редкое у нас дело исполнения западной духовной и светской музыки ренессанса и барокко, приходится гораздо труднее. Практически отсутствует отечественная школа аутентичного исполнительства западной вокальной полифонии.

RosMuz_Philips2Очередной визит английского «директора музыки» – некоторое время назад Филиппс занял престижное место музыкального руководителя основанного в 1264 году Мертон-колледжа в Оксфорде – включал в себя три мастер-класса и лекцию. Программа концерта была подобрана Филлипсом особым образом: входящие в нее сочинения (за исключением мессы Берда) образовывали пары друг с другом, будучи написаны на один и тот же литургический текст или перекликаясь иначе (последний номер программы – мотет Виктории – «Vidi speciosam» – содержал музыкальную цитату из мотета его предполагаемого учителя Палестрины «Tu es Petrus», исполненнего первым).

Слушателю была предоставлена редкая возможность, пользуясь содержащимися в буклете текстами и их переводами, подготовленными Е. Антоненко и Р. Кузьминым, наблюдать, как словесный библейский текст музыкально преображается в руках Берда и Палестрины, Палестрины и Виктории. Запомнилось, например, как два последних автора изобретательно и совершенно по-разному – ритмически, мелодически, полифонически – интонировали слово Alleluja в мотете, посвященном сошествию Святого Духа на апостолов «Dum complerentur». Перед нами предстали две музыкальные фрески, посвященные евангельскому эпизоду, пронизанному динамизмом, движением. «Рассматривая» слухом два мотета на один текст, слушатель ловил себя на мысли о сходстве такого способа созерцания старинной католической духовной музыки и живописных изображений на один известный сюжет. Думается, что многие посетители этого концерта благодаря предваряющим комментариям Филлипса и способу построения программы, может быть, впервые ощутили себя по отношению к вокальной музыке Высокого Ренессанса на более близком расстоянии.

Принцип парных перекличек и текстовых арок организовывал не только репертуарный состав вечера, но отразился и в других его сторонах: английская и русская речь (вела концерт и переводила комментарии П. Филлипса Ирина Тушинцева) тоже образовывала – речевую, языковую – арку, «витавшую» над сценой. И еще одна перекличка: один из двух парных мотетов (Палестрина – Берд) был продирижирован Филлипсом, а другой – Екатериной Антоненко, которая в остальное время занимала скромное место в партии альтов. Вдохновенно исполненный под ее руководством мотет Берда без преувеличения стал одним из кульминационных моментов вечера.

Будем надеяться, что творческий диалог с П. Филлипсом будет продолжаться.

Доцент Г. И. Лыжов