Dresdner Neueste Nachrichten: «Молодой хор — московский вокальный ансамбль Intrada»

Автор: Марайле Ханс
Многое в концерте московского вокального ансамбля Intrada, состоявшемся в храме св. Анны и вызвавшем общий восторг, было необычным. Это очень молодой хор, с самого начала захвативший внимание зрителей стройностью и яркостью исполнения. Ансамбль, который возник одиннадцать лет назад и состоит из молодых, отлично подготовленных исполнителей, исполняет старинную музыку, а также (как, например, в Дрездене) русские произведения a cappella.
Сразу слышно, что Intrada очень убедительно продолжает традицию больших русских хоров. В то же время ансамбль под руководством Екатерины Антоненко открыт и для современных тенденций хорового пения. Плодом этого стало гармоничное сочетание доставляющего глубокое наслаждение роскошного звучания и точного, богатого нюансировкой исполнения. При том, что Intrada осознанно опирается на русскую хоровую традицию, ансамбль очень искусно избегает всякого неуместного пафоса.
Программа, также необычная, отсылала слушателей к русской истории, русской душе и глубоко укорененной религиозности. «Десять поэм на слова революционных поэтов», op. 88, Д.Шостаковича были впервые исполнены в 1951 году, а через год отмечены Сталинской премией. В них нашли отражение события голодных бунтов и русского 1905 года, кровопролитные восстания и казни, работа подпольных организаций и человеческое отчаяние, а Шостакович нашел очень своеобразный и яркий язык, балансирующий на грани между обусловленными эпохой требованиями идеологии и индивидуальным взглядом композитора. Это свидетельство эпохи, услышать которое безусловно стоило, прежде всего из-за живой эмоциональности этих поэм. Московскому ансамблю удалось исполнить их непредвзято, пластично и с множеством нюансов.
Еще глубже в русскую историю, в эпоху безуспешных крестьянских восстаний XVIII века, увела слушателей «Казнь Пугачева» Родиона Щедрина (написана в 1983 году). Вначале бесстрастный рассказ о смерти предводителя восставших, обрамленный звоном колоколов, постепенно превратился в один мощный крик.
Затем перед слушателями раскрылся таинственный мир православной церкви: сначала в хоровых произведениях Георгия Свиридова, испытавшего значительное влияние Шостаковича, а затем через духовные песнопения Альфреда Шнитке. Мощное и в то же время сдержанное пение хора превосходно передало подлинный русский тембр, особый, эмоциональный и очень красивый. Слушатели с большим удовольствием поддались очарованию длинных фраз, выстроенных с большим драматургическим мастерством, crescendo или значимых пауз (например, в «Отче наш» Шнитке). Вероятно, такого рода хоровая музыка и должна исполняться так и только так, чтобы можно было прикоснуться к ее поразительному содержанию.